Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Готовим будущего первоклассника

Дата: 11 октября 2016 в 10:57, Обновлено 24 марта 2021 в 14:55
Автор: Шух Е. А.

Жизнь в современной семье характеризуется тем, что не только у взрослых, но и у детей мало свободного времени, а если оно и есть, то они не умеют организовать его, т.к. их не научили играть.

Что для нас, взрослых, игра? Пустое занятие, времяпрепровождение без цели и толку. Что игра для детей? это их жизнь, не выдуманная, реальная. Между нами и детьми огромное жизненное пространство, состоящее из разницы в возрасте и разницы наших интересов.

Чего хотим мы, взрослые? Конечно, подготовить ребенка к школе, да так, чтобы был не глупее других. Нам приходится нанимать репетиторов, водить детей в разнообразные студии, кружки, где изучают иностранный язык, осваивают компьютеры, логику, риторику и прочее, прочее…

Интерес ребенка — жизнь, бытие, игра, познание. А на них-то как раз и не хватает времени. Рук не хватит, чтобы сосчитать, сколько за последнее время открылось так называемых «школ развития», удовлетворяющих потребность родителей (а не детей!) в интеллектуальной подготовке ребенка к школе. И в противовес им — ни одной «школы игры».

Впоследствии ранняя интеллектуализация ребенка оборачивается множеством конфликтов, с которыми и он, и его родители непременно сталкиваются в период школьного обучения. Чрезмерное увлечение насыщением операциональной подготовки ребенка к школе блокирует развитие других сфер, вне которых невозможно обеспечение целостной и полноценной готовности к освоению нового и довольно сложного вида деятельности — учебной, предпосылки которой формируются именно в игре. Именно в игре преимущественно осуществляется и интеллектуальное, и эмоциональное, и личностное развитие ребенка.

Так, развитие мышления и воображения ребенка в игре происходит от того, что в ней существуют условные действия, которые, усложняясь, постепенно переходят в умственный план. Кроме того, в игре происходит развитие личности ребенка. Принимая на себя различные роли, он учится сочувствовать, сопереживать, понимать отношения между людьми. В игре он учится согласовывать свои действия с действиями сверстников, что и обеспечивает социализацию ребенка. Известный отечественный исследователь детской игры Даниил Борисович Эльконин, когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним — как он играет. Если умеет — к школьному обучению готов, не умеет — не готов.

Однако единственное, что может сблизить и стереть границы между взрослым и ребенком — это игра. Но именно ею мы и пренебрегаем и как средство общения со своим ребенком, и как методом воспитания, и как формой организации детского досуга. Часто ли мы искренне радуемся игровым достижениям ребенка? Много ли мы интересуемся жизнью ребенка во дворе, в детском саду? Самые распространенные вопросы родителей к ребенку, когда его забирают из детского сада, касаются, в первую очередь, питания и поведения: «Ты хорошо себя вел сегодня? Чем вас кормили на обед?» И ни одного вопроса о деятельности ребенка, о его достижениях: «Чему новому ты сегодня научился? Во что вы играли? Чем занимались на занятиях, на прогулке?»

«Рекомендации по формированию психологической готовности к школе» (Е.Е. Сапоговой)

  • Детей, утративших интерес к игре, больше занимать продуктивными видами деятельности — рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. Не следует заставлять их играть, лучше предлагать им игры-задания (задачи на выполнение действий по образцу; задачи, требующие инициативы и самостоятельности). На занятиях таким детям надо предлагать задания, имеющие вид учебной задачи, более сложные, дающие продуктивный результат;
  • У детей, больше интересующихся игрой, полезно стимулировать высокие уровни развития игры (например, детский театр с распределением ролей; в процессе игры предложить ребенку сделать предмет своими руками — вылепить, вырезать, собрать из деталей конструктора, выстроить из кубиков, смастерить из ткани). На занятиях предлагать им задания, имеющие игровые, внешне привлекательные моменты, чаще хвалить.
    Материал при объяснении желательно дробить на более мелкие порции, организовать его усвоение в игре или играх, связанных общей идеей (путешествие по «Стране грамотеев», по «Царству математических ловушек»). Усвоение материала такими детьми хорошо совмещать с продуктивной деятельностью;
  • Детям обеих групп предлагать больше заданий на развитие воображения, творческой инициативы, что стимулирует развитие знаковой функции (игра «в театр», придумывание сказок с продолжением «по цепочке», рисование и лепка несуществующих животных и т.д.);
  • Стимулировать новый уровень общения ребенка с взрослыми — больше разговаривать с ним, обсуждать проблемы, создавая видимость общения на равных, иногда ставить в позицию «старшего», «взрослого», когда на него возлагается «ответственность» (оставить в группе за старшего, когда уходит воспитатель; назначить ответственным за тишину, за игрушки). Дома давать специальные поручения, выполняя которые, ребенок видел бы результат и чувствовал его важность для всей семьи (кормить кошку, поливать цветы и т.д.);
  • Формировать произвольность поведения, умение планировать свои действия, видеть их результат (пусть дети сами распланируют день в группе, расскажут, как мысленно пройти от детского сада до дома и т.д.). Очень полезно применение заданий с самоконтролем (завести для ребенка календарь, в котором он бы отмечал выполнение своих постоянных поручений цветными фломастерами).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.