Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Норма речевого развития ребёнка»

Дата: 17 января 2022 в 11:37
Автор: Шух Е. А.

«Норма речевого развития ребёнка»

                                     

         Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчёта для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи). Эти «нормы» изложены в  – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объёма речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

Нормы речевого развития дошкольников

Ребенок к трем годам :

  • выполняет словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;
  • знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы),  фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
  • употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)
  • прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
  • наречия  (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
  • умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
  • умеет отвечать на вопросы взрослого.

Ребенок к четырем годам:

  • правильно произносит все звуки родного языка.
  • использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
  • составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
  • понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
  • правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
  • правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
  • пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребенок к пяти годам :

  • правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
  • употребляет в речи простые и сложные предложения.
  • пользуется прямой и косвенной речью.
  • поддерживает непринужденную беседу.
  • составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

Ребенок к шести годам :

  • может произносить все звуки
  • владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)
  • составляет рассказы описания, по  картине, из личного опыта и т.д

Норма усвоения звуков (по годам):

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

АОЭ

ПМБ

ИЫУ

ФВ

ТДН

КГХЙ          

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л

Р

Родители должны иметь представление и об основных причинах отклонений в развитии детской речи.

1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевание, нарушение обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребёнка.

2. Осложнение беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотики.

3. Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

4. Заболевание ребёнка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты менингоэнцефалиты.

5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьёзные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычье в семье.

Естественно не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха.

Некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

- очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

- стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

- предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

- не реагируют на слова, если не видят говорящего;

- не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

Воспитатели, совместно с учителем -дефектологом, должны тесно взаимодействовать в работе по исправлению речевых нарушений и стремиться достичь нормы.

nttp//logopedia.by

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.