«Норма речевого развития ребёнка»
Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчёта для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи). Эти «нормы» изложены в – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объёма речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.
Нормы речевого развития дошкольников
Ребенок к трем годам :
- выполняет словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;
- знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
- употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)
- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
- наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
- умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
- умеет отвечать на вопросы взрослого.
Ребенок к четырем годам:
- правильно произносит все звуки родного языка.
- использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
- составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
- понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
- правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
- правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
- пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.
Ребенок к пяти годам :
- правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
- употребляет в речи простые и сложные предложения.
- пользуется прямой и косвенной речью.
- поддерживает непринужденную беседу.
- составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.
Ребенок к шести годам :
- может произносить все звуки
- владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)
- составляет рассказы описания, по картине, из личного опыта и т.д
Норма усвоения звуков (по годам):
Возраст ребенка |
1-2 года |
2-3 года |
3-4 лет |
4-5 лет |
5-5,5 лет |
Звуки |
АОЭ ПМБ |
ИЫУ ФВ ТДН КГХЙ |
С З Ц |
Ш Ж Ч Щ |
Л Р |
Родители должны иметь представление и об основных причинах отклонений в развитии детской речи.
1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевание, нарушение обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребёнка.
2. Осложнение беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотики.
3. Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
4. Заболевание ребёнка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты менингоэнцефалиты.
5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьёзные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычье в семье.
Естественно не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».
К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха.
Некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:
- очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;
- стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;
- предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;
- не реагируют на слова, если не видят говорящего;
- не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.
Воспитатели, совместно с учителем -дефектологом, должны тесно взаимодействовать в работе по исправлению речевых нарушений и стремиться достичь нормы.
nttp//logopedia.by