От трех до шести ребенок Ваш, пожалуй, нам напоминает ларчик, который открывается непросто. Загадка сам по себе, для самого себя. Он познаваем нами и непознаваем одновременно, как Вселенная, где нет конца и края, где только перспектива и далекий горизонт. В нем столько спрятано возможностей, что нам не перечесть. И, превращая их в реальность, малыш бежит вверх по ступенькам детства, заглядывая мимоходом туда, куда ему необходимо, и вновь, перегоняя сам себя, пытается продолжить свой маршрут и вдруг… вдруг… замирает возле двери, став на пороге, не решаясь приоткрыть ее. И он заглядывает в щелку.
Теперь уже все краски детства ему не ярки, потускнели, он в щелке увидал такое, что в искушении соблазна скорее перейти порог и вновь помчатся по ступенькам, по новым лестницам, куда-то еще повыше, где, возможно, он обрести сумеет мудрость и станет взрослым и всесильным, как мама с папой, например, случайно потеряв при этом в одном из лестничных пролетов все состояние свое, которое зовется детством.
Но это все будет потом. Ну а пока он на пороге еще одной ступеньки детства и замер около двери, которую откроет завтра. И этим завтра станет школа. Ему исполнилось сегодня уже шесть лет, он не малыш.
Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.
А это будет ему по силам, когда Вы рядом с ним, и он сумеет опереться на Ваше верное плечо. Да, Ваша помощь для него – необходимая потребность, благодаря которой он скорее станет «школьнозрелым».
Вы не ошиблись, прочитав о школьной зрелости ребенка. Хотя ребенок не плод в понятном для Вас смысле слова, но он как плод должен «созреть», чтобы выдержать нагрузки школы, ее мир правил и инструкций, мир требований, постулатов, ее учебные программы, межличностные отношения между ребенком и детьми, учителями и ребенком и даже между ним и Вами.
Для этого ребенок должен созреть функционально, чтобы осилить новый стиль своей жизни.
И в шесть лет это уже можно. В шесть лет системы организма созрели уже настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.
Однако этот новый уровень развития ребенка имеет пока только предпосылки к учебной деятельности его, которые необходимо Вам развить, чтобы быстрее превратить в реальность.
Какие это предпосылки?
Прежде всего, конечно, умственная, интеллектуальная готовность к школе совместно с мотивационной, эмоционально-социальной, личностной готовностью и плюс – физическая, главным показателем которой является обычно состояние здоровья малыша.
Давайте остановимся подробнее на интеллектуальной подготовленности Вашего ребенка к школе. Что кроется за этим термином, что это значит?
Конечно, прежде всего, уровень развития различных умственных способностей ребенка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний.
К шести годам малыш должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей его действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.
Его мышление должно приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребенок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, существенное, улавливая многие закономерности и связи.
Малыш уже способен воспринять количества и множества, он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет все познать.
И эта жажда знаний обычно затмевает собой его прежнюю потребность в новых впечатлениях.
Ребенок хочет научиться познавать. И помогает ему в этом взрослый, а также и он сам, его активность, преобразующая деятельность и экспериментирование – путь к творчеству людей.
Конечно, жажда знаний, пожалуй, один из важных компонентов учебной деятельности ребенка. Однако, чтобы хорошо учиться в школе, одних лишь познавательных мотивов мало. Необходимо многое другое. Прежде всего, учиться, как учиться, а это значит – почти все уметь.
Ваш малыш должен без какого-либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу.
Он должен уже интересоваться не только лишь конечным результатом проделанной работы, но и путями ее выполнения и способами действия. Он должен уже сам оценивать свою работу и контролировать себя.
Ему необходимо развивать способность к произвольному запоминанию, используя различные приемы, базирующиеся на хорошей памяти – и кратковременной, и долговременной, и зрительной, и слуховой…
Ребенок должен обладать образным мышлением, а также развитой речью с большим запасом слов.
Но главное, что должен делать Ваш ребенок, – владеть собой и подчинять свои желания необходимости. У малыша в шесть лет должна быть сила воли, произвольность. Обычная интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками зрелости, больше всего, конечно, с личностной готовностью, включающей в себя как социальный, так и эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, Ваш ребенок должен усвоить позицию ученика.
Однако Ваш малыш – еще дошкольник, и главное, чем он живет, – игра. Но как бы это ни казалось Вам парадоксальным, благодаря игре его возможно подготовить к школе.
Играя, он усваивает правила игры и думает, каким путем достичь победы. А это как раз то, что ему нужно.
Помимо этого, играя вместе со своими сверстниками в сюжетно-ролевые игры, дошкольники постигают правила общественного поведения людей. И это тоже подготовка к школе, в которой малышу придется налаживать контакты со своими одноклассниками и учителями, одновременно приспосабливаясь к требованиям учителей.
Придя впервые в первый класс, ребенок уже не сможет занять то же положение среди сверстников, которое имел до школы в привычном детском коллективе. Кроме того, не будет рядом ни родителей, ни близких, ни даже воспитателей. И только эмоциональная свобода, вернее, независимость ребенка поможет ему это выдержать и устоять. А степень эмоциональной независимости малыша зависит главным образом от Вас, от Ваших типов воспитания и Ваших взглядов на привязанность в семье.
К шести годам уже ребенок в состоянии предвидеть различные последствия поступков, живя теперь не только в настоящем, но и в будущем. Ситуативные поступки почти все сведены на нет.
Малыш теряет непосредственность, осваивая произвольное поведение. И эта произвольность позволяет ребенку выполнять такую деятельность, для осуществления которой необходима произвольность памяти, внимания и восприятия.
Малыш теряет непосредственность. А непосредственность, пожалуй, главное отличие наивного «свободного» ребенка от «несвободного» ученика.
Готовность к школе Вас оповещает, что Ваш малыш теперь подразделяет весь мир на внутренний, свой собственный, и мир вокруг себя. Он в состоянии сам «укрощать» эмоции, владеющие им.
Однако у ребенка может быть и эмоциональная незрелость, вернее, неготовность к школе, из-за чего он никому и ничему не доверяет. Такая неготовность к школе нередко сочетается с высоким уровнем тревожности ребенка, не только общей, нужной Вам для выживания, но также и с другими ее видами, чаще всего по отношению к ровесникам и взрослым, окружающим все время малыша.
Когда ребенок в среде сверстников играет роль шута, героя или простофили, рискуя, где не надо, только для того, чтобы выделиться среди остальных и быть в центре внимания, предпочитая в то же время выбирать себе друзей постарше, то это – признаки тревожности ребенка по отношению его к сверстникам.
Когда Ваш ребенок униженно заискивает перед воспитателем или другими взрослыми людьми, с которыми он связан, старается попасть им на глаза, преподнести различные подарки, чрезмерно вежлив или дружелюбен с ними, пытается добиться их любви, то это вовсе не воспитанность ребенка, скорее всего просто признаки повышенной тревожности его по отношению к тем людям, перед которыми он демонстрирует себя.
Если Ваш ребенок тревожен в среде сверстников, то это может перейти на одноклассников. Тревожность к взрослым у него распространяется на первую учительницу и других учителей. А это, в свою очередь, повысит учебную тревожность первоклассника и приведет, в конечном счете, к срыву процесса адаптации у малыша.