Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Как влияет режим дня на речевое развитие детей.

Дата: 22 ноября 2018 в 09:39, Обновлено 24 марта 2021 в 15:58
Автор: Шух Е. А.

Как влияет режим дня на речевое развитие детей.

Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения.
         Гигиена органов слуха и речи предполагает и обеспечение в детском саду общих гигиенических условий, и специальные профилактические меры по охране этих органов.
Особое внимание, как известно, уделяется охране органов слуха детей, для чего ведется борьба с шумом. Воспитатель должен знать состояние слуха каждого ребенка группы, чутко реагировать на жалобы детей на уши, разъяснять родителям вред «домашних» средств (вливания и т. д.), вслепую применяемых при лечении ушных заболеваний.
         Гигиена органов речи включает в себя и заботу о легких и дыхательных путях ребенка, для чего важен правильный воздушный режим в детском саду, развитие емкости легких, укрепление мышц брюшного пресса. Легко ранимые у ребенка верхние дыхательные пути нуждаются в специальном закаливании, в своевременном лечении.
        Задача учреждения — обеспечить периодическую санацию полости рта детей, лечение зубов. Желательно, чтобы детские сады систематически посещали врачи-специалисты: стоматолог, ларинголог. Они осматривают детей и вносят сведения о состоянии органов слуха и речи в медицинские карты, направляют на лечение (тонзиллит, неправильный прикус и т. д.).
Необходимо обеспечить достаточное освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверхности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспитателя; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка.
Систематически проверяется гигиеническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, достаточную четкость и яркость картин, необходимый размер пособий, чистоту и опрятность пособий, а также всей обстановки.
Одновременно с созданием гигиенических условий внимание воспитателей нужно привлекать к выработке у детей культурных навыков, способствующих охране речевых органов. Воспитатель приучает детей к самостоятельному уходу за полостью рта и носа: полоскать рот после еды, раздувая щеки, омывая водой зубы со всех сторон; с пяти лет правильно чистить зубы, водя щеткой сверху вниз; правильно сморкаться, пользуясь индивидуальным чистым платком. Родителям следует напоминать, что необходимо часто менять носовые платки детей. Предупреждая трещины и другие заболевания губ, воспитатель приучает детей по мере надобности вытирать платком уголки губ, запрещает часто их облизывать. Каждый сотрудник детского сада должен помнить, что следует заботиться о нежных голосовых связках детей: не допускать резких криков, визга, пения на холодном воздухе. Врач или медицинская сестра в беседах с родителями рассказывает о проведении местного закаливания ушных раковин, шеи, что очень важно для предупреждения простудных заболеваний, отрицательно сказывающихся на состоянии речевых органов детей.

Требование к речи взрослых.


         Администрация должна быть организатором режима речевой культуры в детском саду. В начале года  необходимо провести информацию об общих педагогических требованиях к речи взрослых (для всех сотрудников, включая и обслуживающий персонал). Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу. Все это непроизвольно и незаметно будет копироваться детьми. Специального внимания требует грамматическая сторона речи сотрудников, борьба с элементами просторечия и местного говора. Администрация  выявляет примеры неправильных выражений, ошибок и при случае очень тактично указывает на них товарищам по работе.
 

       Речь воспитателя как фактор развития речи детей


       Администрация  должна неустанно подчеркивать роль речи педагога как условия и средства формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей.
При анализе речи воспитателя администрация оценивает ее с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам). Администрация начинает анализировать речь воспитателя с того, что отмечает, о чем полезном, новом, нужном он сообщил детям, что упустил или исказил.
Знакомясь с работой воспитателя, сначала нужно выяснить, какие знания, сведения дает он дошкольникам, как истолковывает поступки и действия детей, окружающих людей, какова направленность его оценок, суждений (моральных, интеллектуальных, эстетических). В этом отношении нужно быть особенно внимательным к речи педагога в обыденной обстановке: во время отдыха, на прогулке, в раздевальной, в трудовой деятельности и т. д., так как зачастую в это время содержание его речи становится бедным, ограниченным организационными, дисциплинарными обращениями.
Затем можно переходить к оценке формы речи педагога.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. В предыдущих разделах говорилось об использовании художественного слова, фразеологических оборотов.
          Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции.
Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.
         Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.
Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
          В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональность речи.
          Прежде всего администрация и учитель-дефектолог (логопед) должны помочь педагогам в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач. Кроме того, в детских садах проводятся индивидуальные консультации, действуют кружки по технике речи и выразительному чтению. Рекомендуется педагогам взаимопосещения с целью обмена опытом. В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами. Логопед помогает воспитателям организовать аналогичную работу с родителями, советует, как надо использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду.
С помощниками воспитателя учитель-логопед также проводит серьезную работу — разъясняет, что помощник воспитателя тоже должен вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т. д.
Каждый дошкольный работник должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

Важность и взаимосвязь режима и речи

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни.

Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психического и речевого развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1)  определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2)  регулярное питание;

3)  полноценный сон;

4)  достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития и речевого в том числе, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Основа правильного развития и правильного воспитания ребенка – режим. Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередовании различных видов деятельности во время его бодрствования. Значение правильно оргазованной жизни для ребенка чрезвычайно важно. Не случайно основоположниками педагогики раннего детства Н.М. Щелованов, Н.М.Аксарина считали режим основой жизни.  Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения ребенка. Правильный режим охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования.

Бодрствование и сон – взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра. Ритм кормления определяется суточной потребностью малыша в пищи.

С возрастом деятельность малыша становится более разнообразной. Однако длительные однообразные занятия, одно и то же положение тела ведут к быстрому снижению активности во время бодрствования и появлению утомления. Чем моложе дети, тем дольше они нуждаются частой смене деятельности, изменении характера активности.

Для охраны нервной системы дошкольников очень важна доброжелательная спокойная обстановка в группе. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает им замечания, не умея их заинтересовать, недостаточно тактичен, ребёнок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию неврологических заболеваний.

Самым эффективным способом отдаления наступления утомления и повышения работоспособности является рациональный режим жизни, деятельности и отдыха ребёнка. В этих условиях центральная нервная система работает в экономном режиме, меньше тратится раздражимого вещества, работоспособность повышается, родителям важно сохранить дома основные режимные правила детского сада в выходные дни.

При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребёнка сидеть неподвижно. Не следует надолго обесдвиживать ребёнка, необходимо давать периодически ему возможность подвигаться, побегать.

При появлении усталости следует переключать ребёнка на другой вид деятельности. Если усталость появилась при выполнении мышечной деятельности, то перейти на занятия, связанные с интеллектуальной деятельностью и наоборот. Для ребёнка это будет активным отдыхом.

Утомление устранять своевременным отдыхом, сменой действий и позы, микропаузами.

Придерживаться гигиенических и педагогических условий к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников.

В течение дня вся деятельность не должна быть однотипна, исключать трафаретность и шаблон.

Ведение непосредственно образовательной деятельности  должно быть эмоциональным, с хорошим настроением, обращаться к примерам из окружающей жизни, в работу включать одновременно несколько физиологических анализаторов.

Создавать условия для физиологически полноценного дневного и ночного сна. Дети раннего возраста должны спать в сутки не меньше 12-14 часов.

Поддерживать в помещении благоприятный воздушно-тепловой режим. Известно, что головной мозг человека крайне чувствителен к недостатку кислорода. При недостатке кислорода утомление развивается значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе.

Логопедический режим в учреждении как условие  эффективной коррекции речи детей

Работа по коррекции рече­вых нарушений и формиро­ванию правильной речи до­школьников, выполняющей в полном объеме коммуника­тивную функцию, не может ограничиваться рамками ло­гопедического кабинета. Она эффективна только при усло­вии закрепления умений, по­лученных детьми на логопе­дических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, спе­циалистами дошкольного учреждения, помощниками воспитателя и родителя­ми. Центральная фигура еди­ного коррекционного процес­са — ребенок.

Для создания единого ре­чевого пространства в детском саду необходим «Единый ло­гопедический режим» — стро­го очерченный круг требова­ний к общей речевой культу­ре, устной речи детей и взрослых. Выполнение речево­го режима  способствует эффективности коррекционной работы, пре­дотвращает возникновение  некоторых речевых недостат­ков.

Перечислим основные тре­бования логопедического ре­жима.

•   Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, вос­питателя, помощника вос­питателя, всех членов педа­гогического коллектива должна быть образцом для дошкольника.

•   Каждому педагогу группы необходимо знать речевые возможности ребенка в кон­кретный период, познако­мить с ними сотрудников группы должен учитель-ло­гопед.

•   Всем педагогам необходимо добиваться от детей пра­вильного  произношения новых слов, терминов. Вводить их в активный словарь можно только, руководству­ясь рекомендациями учителя-логопеда.

•   Каждый педагог обязан все­гда и везде обязательно исправлять ошибки в речи де­тей, но делать это нужно спокойно. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению рече­вых недостатков конкретно­го ребенка. На занятиях, на­против, стоит фиксировать внимание на ошибках, пред­лагать детям найти ошибку и исправить ее.

•   В исправлении недостатков речи должны участвовать все специалисты дошкольного учреждения.

•   Необходимо следить, чтобы ребенок аккуратно, без про­пусков посещал занятия. Нео­боснованные пропуски заня­тий прерывают коррекцию, и зачастую приходится на­чинать работу сначала.

•   В присутствии ребенка ни­когда не следует высказы­вать сомнений по поводу ре­альности исправления его речи.  Всегда нужно вну­шать веру в успех.

•   От детей надо требовать, чтобы они говорили так, как учит учитель-логопед.

•   Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка надо поощрять.

•   Воспитателю, музыкально­му руководителю, педагогу-психологу, родителям необ­ходимо обязательно посещать индивидуальные и группо­вые логопедические занятия, консультироваться с учите­лем-логопедом по вопросам исправления речи детей.

•   Речь дошкольников долж­на быть литературно пра­вильной, без вульгаризмов.

Нужно следить, чтобы ре­бенок говорил по правилам орфоэпии.

• На вопросы педагогов дети должны научиться давать полные, развернутые ответы. Нужно помогать  детям офор­млять собственные высказы­вания, задавая точные воп­росы, побуждать дошколь­ников к речи.

Кратко охарактеризуем ос­новные требования к деятель­ности всех специалистов детс­кого сада, принимающих уча­стие в коррекции речи детей.

Мето­дист детского сада компенси­рующего вида составля­ет годовой план работы дошкольного учреждения. В нем отражаются дошколь­ная образовательная програм­ма и парциальные коррекционные программы для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с возрастом. Организует и проводит ­педсоветы; разрабатывает обязательную до­кументацию и контролирует ведение ее в группе и соблюде­ние охранительного режима; в соответствии с требованиями СанПиН; анализирует посещение индивидуальных и групповых занятий; следит за соблюдением единого речевого режима; помогает оснащению  логопедических кабинетов  развивающими играми;  игрушками, методической литературой; отвечает за повыше­ние квалификации педагогов.

Воспитатель, являясь первым помощником учителя-логопеда в коррекционной рабо­те, должен иметь высшее или среднее педагогическое образование, обладать абсолютно пра­вильной речью и уметь «слы­шать» дефекты речи у детей. Осуществляя закрепление зна­ний, полученных детьми на групповых и индивидуальных логопедических занятиях, зна­комится с характером речевого дефекта каждого ребенка и его речевыми возможностями с це­лью поэтапной коррекционной работы. Предусматривает закрепление логопедических заданий в процессе выполнения всех режимных моментов (например, обучает накапли­ванию количественного и ка­чественного словарного запа­са, тренирует отдельные грамматические конструкции во время прогулок, коллективных и индивидуальных игр). При планировании речевых задач на занятиях образова­тельного стандарта включает в конспект дидактические игры, использует рекомендации и практический матери­ал Г.С. Швайко, Г.А. Тумано­вой, В.И. Селиверстова и д.р.

Музыкальный руководи­тель в период с 1 по 15 сен­тября проводит изучение вос­питанников с нарушениями речи, выявляя возможности каждого ребенка по следую­щим параметрам:

—  слушание музыки (ус­тойчивость внимания детей, их заинтересованность);

—  певческие навыки (про­тяжность пения, соблюдение дыхания между фразами);

—  движение под музыку (бодро, легко, свободно);

— выразительность исполне­ния танцевальных движений;

—  правильность передачи мелодии.

Руководствуясь результата­ми обследования, отмечает  на­личие или отсутствие навыка; навык в стадии формирова­ния; стойкость (нестойкость) навыка. Затем выделяет груп­пу детей, нуждающихся в ин­дивидуальных занятиях по коррекции общей моторики, координации движений, чув­ства музыкального ритма и слуха, составляет график работы с ними и неуклонно ему следует.

Педагог-психолог, занимаясь развитием высших психических функций дошкольни­ков, должен следовать календарно-тематическому плану учителя-логопеда и воспитате­ля. Для занятий он подбира­ет лексический материал из изучаемых в данное время обобщающих понятий, исполь­зует те же  лексико-грамматические конструкции, что и на занятиях по программе обра­зовательного стандарта и ло­гопедических занятиях.

Помощник  воспитателя груп­пы должен соблюдать требова­ния единого логопедического режима. Оказывать необходи­мую помощь, становясь непо­средственным участником кор­рекционной работы. На первых этапах пребывания детей в группе он «оречевляет» все ре­жимные моменты. Для этого совместно с учителем-логопе­дом подбирает и использует художественную литературу для воздействия на чувства ре­бенка, развитие его восприим­чивости к слову. Например, формируя санитарно-гигиени­ческие навыки, учит правиль­но держать расческу, читая при этом потешку:

               Расти, коса, до пояса,

               Не вырони ни волоса.

               Расти, косонька, до пят,

               Все волосоньки в ряд.

При возвращении с прогул­ки обратить внимание на ков­рик у порога:

                Видишь, коврик у порога,

                Он постелен неспроста,

                 Будет в группе чистота.

Взаимосвязь в работе всех педагогов группы компенсиру­ющего назначения позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки: автомати­зировать звуки, формировать необходимые лексико-грамматические конструкции, накап­ливать словарный запас и по­могать развитию связной речи.

Список литературы:

  1. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании М.: 1967- 94с
  2. Муздыбаев, К. Психология ответственности. – Л., 1983-168с
  3. Бородич, А.М Методика Развития речи дтей. М.1981.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.